ИЛиМК разработал систему электронной поддержки обучения по иностранному языку

ИЛиМК разработал систему электронной поддержки обучения по иностранному языку

Южно-Уральский государственный университет подтвердил статус Федеральной инновационной площадки «Разработка комплекса методических решений для реализации дистанционного обучения в инженерном образовании» до 2023 года (далее – ФИП). Соответствующее решение принято координационным органом по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере высшего образования.
Об участии в инновационном проекте, достигнутых результатах и перспективах рассказывают заведующий кафедрой иностранных языков Ксения Волченкова и директор Института лингвистики и международных коммуникаций ЮУрГУ Елена Ярославова.
– Какой вклад кафедра иностранных языков внесла в реализацию проекта по развитию ФИП на базе нашего университета?
– С Еленой Николаевной мы вошли в рабочую группу по подготовке заявки на ФИП. За последние семь лет, с 2015 года, на кафедре был накоплен большой опыт разработки и реализации смешанного формата обучения иностранным языкам (blended learning). С 2015 по 2020 годы преподавателями кафедры была создана система иноязычной подготовки студентов в формате смешанного обучения на всех уровнях образования: бакалавриат, магистратура и аспирантура. На основе полученного опыта были разработаны методические рекомендации по внедрению курсов электронной поддержки в инженерное образование.
– Елена Николаевна, Вы были руководителем проекта по реализации инновационной модели обучения в бакалавриате. Расскажите подробнее об этом.
– В обучении по инновационной модели иноязычной подготовки студентов бакалавриата использован уровневый подход, при котором после входного тестирования обучающиеся делятся на потоки в соответствии с уровнем владения языком, который определяется по Общеевропейской шкале языковой компетенции (CEFR). Именно уровневый подход создает максимально комфортные условия для изучения языка. Формат смешанного обучения предполагает, что знания, полученные в аудитории, отрабатываются студентами на практике в рамках самостоятельной работы с использованием курсов электронной поддержки. Курсы разработаны для каждого уровня обучения A1 – C1. Для зоны элитной подготовки и наиболее успешных студентов на платформе Moodle совместно с зарубежными методистами создан и успешно апробирован курс по развитию мягких навыков «Soft skills: Meetings and Negotiations». Такая организация учебного процесса предоставляет обучающимся возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, тем самым создаются условия для персонификации обучения, саморазвития и самореализации. Реализация данной модели стала возможна, прежде всего, благодаря поддержке администрации университета, так как для обучения были закуплены учебные пособия ведущих британских издательств, увеличено количество зачетных единиц на дисциплину «Иностранный язык». Преподаватели кафедр прошли курсы повышения квалификации с методистами ведущих зарубежных издательств, сдали международные экзамены (IELTS, TKT). Благодаря обучению по новой модели, студенты повышают уровень владения иностранным языком в соответствии с международными стандартами и в будущем будут успешно представлять результаты своей профессиональной деятельности на английском языке.


– Каковы особенности обучения иностранному языку в смешанном формате на уровне магистратуры и в аспирантуре?
– Исходя из того, что существенной частью программы обучения студентов магистратуры и аспирантуры является научная деятельность, фокус содержания обучения английскому языку смещается с иностранного языка для общих и специальных целей на иностранный язык для академических целей и научной коммуникации. На уровне магистратуры иностранный язык изучается два семестра по 2 часа в неделю. Пилотный проект 2019 года показал, что из 900 студентов магистратуры 60% владеют английским языком на уровне А1-А2, 35% – на уровне B1, 5% – на уровне B2. Проанализировав полученные результаты, преподаватели кафедры иностранных языков разработали список ключевых научных компетенций студентов магистратуры и на их основе – два учебных пособия для магистров с поддержкой в онлайн-среде «Электронный ЮУрГУ». Первое пособие и онлайн-курс разработаны для студентов уровней А1-А2, второе пособие и онлайн-курс – для студентов уровней B1-B2. Цель учебных пособий – развитие универсальных научных компетенций на основе иностранного языка для академических целей, а цель электронных курсов поддержки – отработка лексико-грамматических навыков, развитие рецептивных умений в чтении и аудировании, контроль освоения компетенций.
Для студентов аспирантуры в ЮУрГУ реализуется два формата обучения: дистанционный и очный. Аспирант выбирает сам в каком формате хочет обучаться. Иностранный язык в аспирантуре изучается 4 семестра по два часа аудиторной/онлайн работы в неделю: 1 семестр студенты учатся искать, читать, анализировать литературу по специальности; 2 семестр изучают различные форматы представления своего научного исследования (выступление на конференции с докладом, со стендовым докладом, написание заявок на гранты и т.д.); 3 семестр учатся писать статьи на английском языке в формате IMRAD; 4 семестр учатся редактировать свои научные труды. Для реализации дистанционной формы обучения было разработано четыре курса электронной поддержки, размещенных в системе Электронный ЮУрГУ 2.0. Первые результаты реализации показали положительную реакцию студентов аспирантуры, как в части содержания обучения, так и в предоставлении свободы выбора формата обучения.
– Как проходит мониторинг результатов новой модели обучения иностранному языку и какую обратную связь получаете от студентов?
– Разработана система электронного входного и итогового тестирования. Мотивационные ожидания и степень удовлетворённости обучающихся отслеживаются посредством электронного анкетирования. Результаты внедрения новой модели обучения оцениваются ежегодно в формате международного экзамена по Общеевропейской шкале языковой компетенции (CEFR). Большинство студентов за период обучения повышают уровень владения иностранным языком и положительно отзываются о внедренной модели обучения. Для определения эффективности модели преподаватели кафедры проводят научные исследования, с результатами которых выступают на международных и всероссийских конференциях. Также на кафедре ежегодно проводятся методические семинары, на которых обсуждаются как положительные эффекты внедрения данной модели, так зоны ее дальнейшего развития.
– Планируете продолжить работу по созданию подобных курсов?
– К 2022 году на кафедре иностранных языков было разработано порядка 25 курсов электронной поддержки для работы в формате смешанного обучения. Данную работу мы, несомненно, будем продолжать и разрабатывать курсы электронной поддержки по иностранному языку для специальных целей (ESP), как для студентов бакалавриата, так и для студентов магистратуры. Кроме того, реализация прорывных технологических проектов в условиях цифровой экономики порождает спрос на специалистов, владеющих не только комплексом профессиональных умений, но и обладающих определенным набором надпрофессиональных навыков (soft skills). К сожалению, надпрофессиональные навыки не интегрированы в достаточной мере в образовательные программы университетов, хотя научные исследования доказывают, что сотрудники, демонстрирующие отличные мягкие навыки, на 22% более продуктивны, чем те, кто испытывает в них недостаток. В рамках реализации гранта Владимира Потанина на кафедре разработан и будет реализован электронный курс для студентов магистратуры по развитию надпрофессиональных навыков (soft skills) на английском языке. Курс «Ключевые стратегии успешной профессиональной коммуникации» направлен на повышение уровня осведомленности о значении мягких навыков в профессиональном, межличностном и межкультурном общении и предлагает набор практических инструментов, содействующих профессиональному развитию, раскрытию творческого потенциала человека.

Об авторе

Анжела Гайсина administrator

Оставить ответ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Перейти к верхней панели