Стратегическая цель развития кафедры – содействовать трансформации образовательного процесса с учетом цифровизации образования для успешной интеграции студентов и преподавателей в международное взаимодействие посредством повышения уровня владения иностранным языком через персонификацию обучения, развитие надпрофессиональных навыков, интеграцию в образовательный процесс инновационных технологий обучения.
В рамках программы Приоритет2030 университетом решаются стратегические задачи, в реализации которых кафедра иностранных языков вносит свой вклад:
• подготовки нового поколения лидеров, способных решать глобальные задачи устойчивого развития
• создания возможности для самореализации и развития талантов через развитие студентоцентричной модели образования, обеспечивающей подготовку востребованных цифровой экономикой специалистов с предпринимательскими навыками
• создания пула онлайн курсов для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося
• развития языковой подготовки студентов и сотрудников для интеграции университета в международное академическое и научное сообщество
• увеличения экспорта образования и привлечение зарубежных абитуриентов
Задачи научной работы кафедры:
• Проведение исследований в области фундаментального инженерного образования с целью подготовки научных и технических кадров для региональных предприятий в контексте Стратегии научно-технологического развития РФ; обеспечения роста качества научного и ресурсного обеспечения образовательного процесса по техническим направлениям;
• Реализация исследований в области цифровой лингводидактики с целью
• Проведение исследований в области непрерывного профессионального образования с целью обеспечения непрерывного профессионального развития НПР университета и повышения конкурентоспособности университета
Базовое научное направление: разработка концептуальных основ формального и неформального образования для непрерывного личностного и профессионального развития студентов и преподавателей посредством иностранного языка с целью успешного профессионального взаимодействия с предприятиями региона, страны, дружественными странами в эпоху экономики знаний и искусственного интеллекта.
Научные коллективы:
— Концепция и доктрина инженерного образования (рук. д.пед.н., проф. И.О. Котлярова)
— Цифровая лингводидактика (рук. к.пед.н., доцент Е.Н. Ярославова)
— Непрерывное профессиональное развитие (рук. к.пед.н., зав.кафедрой К.Н. Волченкова)
Реализация исследований в рамках научных школ кафедры выполняются в соответствии с приоритетными направлениями, определенными распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. №3684-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период (2021-2030 гг.)» и включают следующие ожидаемые результаты:
5.7.4.6. Разработка концепции и доктрины инженерного образования
SWОT анализ существующей структуры национальной доктрины инженерного образования России; принципы организации инженерного образования и подходы к их реализации; подходы в формировании мировоззрения устойчивого развития у будущих инженеров.
5.7.4.1. Обеспечение опережающей подготовки специалистов для передовых отраслей науки и высокотехнологичных секторов экономики
создание таксономии надпрофессиональных навыков; выявление дидактических возможностей дисциплины «Иностранный язык» в развитии надпрофессиональных навыков студентов технических специальностей; выявление методов, ориентированных на развитие критического, системного и креативного мышления, навыков коммуникации и ментальной гибкости в новом социотехно-когнитивном пространстве (Индустрия 5.0.); разработка и реализация программы повышения квалификации для преподавателей специальных дисциплин по развитию надпрофессиональных навыков студентов
5.7.8.3. Научные основы применения технологий искусственного интеллекта для персонализации образования и построения индивидуальных образовательных траекторий с учетом когнитивных и личностных особенностей
реализация студентоцентричного образования в высшей школе в условиях цифровизации; выявление признаков студентоцентричности в современном периоде; сравнительный анализ возможностей ИИ и ЕИ в высшем образовании; выявление современного состояния проблемы персонализации электронного обучения студентов вуза на основе ИИ; характеристика инфографики как цифрового средства языкового обучения студентов; изучение форм и методов (видов персонализации) обучения
5.7.4.4. Формирование системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров
концептуальные подходы к исследованию проблем непрерывного саморазвития НПР университета; выявление оснований инновационных трансформаций в сфере непрерывного профессионального образования и саморазвития специалистов в третьем десятилетии 21 века; выявление ключевых факторов саморазвития специалистов: меж- и трансдисциплинарность; интегративность; конвергентность; цифровая трансформация; формирование мировоззрения устойчивого развития
5.7.8.5. Междисциплинарные исследования проблем межкультурной и межъязыковой коммуникации в условиях цифрового общества в глобальном образовательном пространстве
выявление видов сопровождения интеграции иностранных студентов и их содержания (управленческое, административно-правовое, информационное, социокультурное, медицинское, психологическое, лингвистическое, академическое, педагогическое); выявление ведущих факторов выбора вуза для обучения; выявление трудностей иностранных студентов в образовательном процессе вуза; выявление трудностей преподавателей, работающих в группах иностранных студентов; разработка модели комплексной системы поддержки интеграции иностранных студентов и выявление педагогических условий ее реализации.
6.2.1.8. Исследование проблем лексикологии, лингвистической семантики, прагматики; теория речевых актов дискурсивные исследования; изучение вербализации восприятия пространства в различных типах дискурса; исследования в области лексической семантики и структуры лексического значения.
Каталог научных услуг
Область экспертизы: непрерывное профессиональное развитие
Возможности:
• Оценка результативности обучения и повышения квалификации
• Оценка валидности инновационных методов обучения
• Исследование и анализ требований рынка труда
• Экспертиза диссертаций по педагогическому научному направлению; написание отзывов на диссертацию и на автореферат для диссертационных и экспертных советов
• Экспертиза научных статей, монографий и учебных пособий
• Разработка нормативов использования цифровых средств образования
• Использование разработанных нормативов использования цифровых средств образования
• Исследование социальных, психологических, физических ограничений при применении цифровых технологий, технологий ИИ
Область экспертизы: цифровая лингводидактика
Возможности:
• Исследование взаимосвязи между использованием мобильных приложений и результатами обучения иностранным языкам
• Проведение анализа потребностей в обучении языкам для конкретной целевой аудитории
• Разработка специализированных курсов по обучению иностранным языкам с использованием цифровых технологий
• Проведение тренингов и семинаров по цифровой лингводидактике для преподавателей и лингвистов
• Анализ рынка образовательных услуг и разработка стратегии продвижения языковых курсов
• Участие в проектах по развитию мультимедийных ресурсов для обучения иностранным языкам
Область экспертизы: межкультурная коммуникация
Возможности:
• Проведение исследований и анализ межкультурных проблем и вызовов
• Организация и проведение мероприятий, обеспечивающих социокультурную иностранных обучающихся
• Исследование и анализ коммуникативных стилей различных культур
• Разработка и проведение тренингов по межкультурной коммуникации
• Построение диалога и урегулирование конфликтов в межинтернациональных группах
• Обучение навыкам работы в межкультурной среде и управлению в международном контексте
• Повышение квалификации НПР, направленное на повышение уровня осведомленности о стратегиях обучения иностранных студентов