Изучение иностранного языка является неотъемлемой частью образования компетентного специалиста, способного к высокой академической мобильности. Преподаватели Института лингвистики и международных коммуникаций ЮУрГУ провели исследование на материале результатов всероссийской олимпиады по иностранному языку «Прометей».
Анализ работ студентов позволил выявить типичные ошибки, допускаемые студентами в письменной речи. Полученные результаты будут использованы для корректировки методики обучения русскоговорящих студентов письменной речи на иностранном языке. Результаты исследования были опубликованы в журнале International Journal of Instruction, который проиндексирован в Scopus и Web of Science (Q1).
Олимпиада «Прометей» позволила определить уровень владения навыками письменной речи
Аспирант кафедры БЖД, старший преподаватель кафедры иностранных языков Анна Скоробогатова и старший преподаватель кафедры иностранных языков Института лингвистики и международных коммуникаций Ирина Мелихова провели исследование на материале результатов всероссийской олимпиады по иностранному языку «Прометей», целью которого было оценить иноязычные умения письменной речи студентов.
Участниками конкурса стали 500 студентов из 12 университетов России. Олимпиада по иностранным языкам для студентов «Прометей» проходит в ЮУрГУ на протяжении шести лет, с 2014 года. С прошлого года по инициативе заведующей кафедрой иностранных языков, кандидата педагогических наук Ксении Волченковой Олимпиада получила статус всероссийской. Одной из целей проведения данного конкурса является выявление уровня сформированности всех видов речевой деятельности. Олимпиада ориентирована на студентов 1 и 2 курсов бакалавриата и специалитета очной формы обучения неязыковых направлений. Навыки письменной речи оцениваются по результатам раздела «Письмо». Формат тестирования письменной речи — эссе.
«Анализ письменных работ участников выявил, что самым сложным при создании письменных речевых произведений на иностранном языке является умение выразить и аргументировать собственное мнение. Трудность также представляет грамматическое оформление высказывания и необходимость сформулировать проблему в начале письменной работы, не повторяя формулировку задания, а используя синонимические средства и синтаксический перифраз. Организация текста, а именно – деление текста на абзацы и использование средств логической связи, вызвала сложность более чем у половины испытуемых. Орфография и пунктуация являются самыми высокими показателями среди четырех отслеживаемых критериев. Необходимо пересмотреть подход к обучению письменной иноязычной речи и усовершенствовать методику обучения письму», – говорит старший преподаватель кафедры иностранных языков Ирина Мелихова.
По результатам проведенного исследования планируется разработка и применение на практике учебно-методического комплекса упражнений, направленного на более эффективное формирование коммуникативной компетенции по построению письменного текста. Новый курс будет состоять из учебника и онлайн поддержки, благодаря чему студенты смогут освоить часть материала самостоятельно и пройти тестирование для самопроверки.
Фото: Финалисты ежегодной олимпиады «Прометей»
Письменная речь – основа делового и профессионального общения
Выпускники языковых и неязыковых специальностей Южно-Уральского государственного университета достаточно часто продолжают образование за рубежом. Для этого необходимо сдать один из международных экзаменов, например, Test of English as a Foreign Language (TEFL), International English Language Testing System (IELTS). В каждом экзамене присутствует письменная речь. При сдаче IELTS общего уровня нужно написать эссе, академического уровня: описать график, схемы или сформулировать в письменном виде выводы, руководствуясь информацией, представленной в таблице.
С 2017 года у студентов ЮУрГУ есть возможность сдать эти экзамены, пройдя курсы по подготовке к ним в 4-6 семестрах.
Профессиональное письменное иноязычное общение стало неотъемлемой частью деятельности любого научного учреждения или промышленного предприятия. При сохраняющейся важности и ценности устного общения сегодня практически 80% информационного обмена в сфере науки, техники и технологий как внутри организаций, так и между ними, осуществляется с помощью письменной речи.
«Обучение письменной речи на иностранном языке в системе вузовской подготовки может способствовать формированию других важных компетенций и процессу овладения иностранным языком в целом. Задачи, решаемые при обучении письменной речи, включают формирование у студентов речемыслительных навыков и умение формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать письменные произведения речи. Полноценное владение письменной речью становится одной из ключевых характеристик высококлассного работника», – поясняет Анна Скоробогатова.
Южно-Уральский государственный университет является участником Проекта 5-100 и активно реализует стратегическую инициативу 8: «Внедрение новых моделей и технологий образования. М 8.1.3». Все преподаватели кафедры иностранных языков реализуют систему углубленной языковой подготовки студентов бакалавриата. Руководителем проекта является директор Института лингвистики и международных коммуникаций, кандидат педагогических наук Елена Ярославова.
Об авторе