Кафедра иностранных языков Института лингвистики и международных коммуникаций провела серию слэмов, представленных участниками научных направлений кафедры по инженерному образованию, комплексной поддержке иностранных студентов, инновационной лингводидактике, когнитивно-дискурсивной лигвистике, аксиологическому дискурсу и психолингвистике.
Современный вуз – это и образование, и бизнес-инкубатор, и технопарк, и инновационный хаб. Но основой всех направлений университетской деятельности является наука. Именно она позволяет аккумулировать, создавать и распространять знание, внедрять полученные результаты в промышленной и бизнес среде, обучать и воспитывать новые поколения студентов, объединять исследователей-единомышленников, которые будут движущей силой и научно-технического прогресса, и развития общества в целом. К сожалению, у некоторых людей наука ассоциируется с некой схоластичностью, оторванностью от жизни, гипертрофированной сложностью.
Чтобы демократизировать и популяризировать науку, поделиться своими исследовательскими наработками, в 2008 году в Германии начал использоваться Science Slam – неакадемическая форма научной коммуникации, соревнование в виде коротких 10-минутных выступлений учёных с рассказами о своих научных исследованиях в научно-популярной форме неподготовленной аудитории. Задача участников – сделать выступление понятным и интересным, объяснить сложные концепции простым языком через метафоры, юмор, отсылки к массовой культуре, мемы, и другие выразительные средства.
Необычный формат использовали в Южно-Уральском государственном университете на кафедре иностранных языков. Нетрадиционный формат обусловил темы выступлений, которые весьма необычно звучали в академических стенах альма-матер: «Ценность безопасности в мире BANI», «От страха к нирване: подготовка НПР к обучению иностранных студентов», «К погружению в профессии готовы? ГАИСИ как альтернатива учебнику», «Через модуль к IT звездам: а проект осилит идущий», «Насколько токсично педагогическое общение в вузе?», «Лингвосенсорика искусственного интеллекта», «Развитие эмоционального интеллекта через преподавание иностранного языка». И это лишь немногие из заявленных 20 тем, представленных 25 участниками. И как потрясающе представленных!
Антураж выступлений поражал: аудиозапись искусственного интеллекта с обращением к землянам, конструктор ЛЕГО, стихотворный этюд собственного сочинения, ребусы и загадки, песня из кинофильма «Еще раз про любовь» (Я мечтала о морях и кораллах…) с парафразом про внимательное отношение к иностранным студентам, Пушкинский пятистопный ямб на заданные темы, созданный искусственным интеллектом; и, наконец, неподражаемый Остап Бендер, демонстрирующий с экрана технику владения эмоциональным интеллектом.
Как справедливо отметили преподаватели кафедры, подобный формат не только позволил понять, чем занимаются коллеги из смежных научных групп и погрузиться в мир исследования, но и раскрыл ранее неизвестные черты участников слэма, позволил им раскрепоститься и проявить их творческое начало и мощь интеллекта.
По словам Ксении Волченковой, заведующей кафедрой иностранных языков, задачей использования нового формата представления результатов научной деятельности является не только популяризация науки, но и вовлечение преподавателей кафедры в научные исследования, развитие инновационной составляющей профессиональной деятельности и осознание того, что наука – это увлекательно!
Об авторе